Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Документы
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
При оформлении кабинета выдержаны основные требования: комфортность, гармоничность, доверительность атмосферы, зонирование кабинета с учетом направлений работы. Цветовое решение выполнено в спокойных тонах.
В связи с тем, что помещение кабинета имеет маленькую площадь, возникла необходимость оформить многофункциональные зоны, которые легко трансформируются при организации взаимодействия с детьми.
Уголок для развития эмоциональной сферы привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональное состояние других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Зона релаксации с настольной релаксационной лампой помогает снять усталость, располагает к отдыху и расслаблению, является местом эмоциональной разгрузки.
Сенсорная зона представлена сухим бассейном, тактильной дорожкой.
Рабочая зона кабинета: рабочий стол педагога-психолога, шкаф для хранения документации, стимульного материала для проведения диагностик,
Кабинет располагает к общению, в котором дети и взрослые чувствуют себя комфортно и раскованно. Имеется необходимый набор различных игрушек и развивающих игр, способствующих развитию коммуникативных навыков, сближению в общении. В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Условия, созданные в кабинете, обеспечивают психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка. Помещение оборудовано в оптимальной цветовой гамме, соблюдается уровень освещённости. Место для работы с ребёнком оформлено в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, что способствует организации неформального, игрового общения учителя-логопеда с ребёнком. Площадь кабинета позволяет рационально разместить логопедические материалы. В кабинете выделены следующие зоны:
- зона индивидуальной и подгрупповой работы, которая представлена центром познавательно-речевого и творческого развития, сенсомоторного развития, игровым центром
- в методическую зону входит: библиотека методической и учебной литературы;
- рабочая зона учителя-логопеда оснащена столом, персональным компьютером;
- в информационной зоне размещается необходимая информация для родителей, выставки.
Кабинет оснащён необходимым оборудованием, учебно-методическими и игровыми материалами в соответствии со специализацией.
Логопедический инструментарий: шпатели логопедические, зонды логопедические, массажные, вата, бинт, спирт. Настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования: интеллекта, речи, слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
- по грамматическому строю;
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по звукопроизношению;
- по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности.
Картотеки:
- пальчиковых гимнастик,
- логоритмических игр,
- дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу:«Ознакомление с окружающим миром»
Дидактический материал по формированию связной речи
- Сюжетные картины;
- Серии сюжетных картин;
- Тематические картины;
- Звуковая культура
- Картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
- Альбом для закрепления поставленных звуков;
- Логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- Папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- Картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
- Коробка с разрезными буквами, слогами;
- Дидактический материал для развития мелкой моторики.
При подборе предметного содержания развивающей среды (игр, материалов, оборудования) учитывались образовательные цели и задачи реализуемой ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО, возрастные особенности детей группы; особенности воспитанников с ОВЗ, половой состав группы; индивидуальные особенности, интересы и предпочтения детей, видовые особенности ДОУ, архитектурно- конструктивные особенности помещений, материальные возможности ДОУ.
Соблюдались психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, изложенные в Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования согласно п.3.1.1: среда насыщена материалами и оборудованием разнообразной тематики, что активизировало воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; среда в группах разной направленности имеет свои особенности.
Групповые помещения условно разделены на 3 части:
- зону для спокойной деятельности, сюжетно/ролевых игр;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- учебную зону, где проводится непосредственно образовательная деятельность.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
В групповые помещения приобретены игровые легко трансформируемые модули, ширмы, оборудование на колёсах. Материалы и оборудование подобраны таким образом, что они могут использоваться в ходе реализации всех образовательных областей и в самостоятельной детской деятельности.
В процессе создания среды в группах соблюдался принцип педагогической целесообразности, что позволило предусмотреть необходимость и достаточность её наполнения и также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Направления развития ребенка |
Развивающие центры, уголки |
физическое развитие |
-физкультурный центр |
социально-личностное развитие |
-центр сюжетно-ролевой игры - центр ряженья -театральная центр |
познавательно-речевое развитие |
-речевой центр, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма; - центр природы, куда входит мини-лаборатория: место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами; - центр «Юный математик» (игротека); -центр строительно-конструктивных игр |
художественно-эстетическое развитие |
-центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности |
Наличие оборудованных библиотек
В методическую зону кабинета учителя-логопеда входит библиотека методической и учебной литературы.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал-1 шт, спортивная площадка-2 шт.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
- Игровые площадки-12
- Спортивная площадка-2
- Альпийская горка – 1
- Огород-1
- Зеленая аптека – 1
- Лес – 1
- Цветники – по всей территории
- Поляна многолетников – 1
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы.
ПОСОБИЯ:
Для проведения логопедического обследования:
- Обследование звукопроизношения.
- Обследование понимания речи.
- Обследование связной речи.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование состояния словарного запаса.
- Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
- Обследование слоговой структуры слова.
- Счетный материал для обследования.
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей.
- Картинки и тексты.
- Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».
Для формирования правильного звукопроизношения:
- Артикуляционные упражнения (карточки).
- Профили звуков.
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
- Пособия для работы над речевым дыханием.
- Предметные картинки на все изучаемые звуки.
- Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
- Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
- Специальные «ладошки» для звукобуквенного анализа.
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа.
- Предметные картинки на дифференциацию звуков.
- Тексты на дифференциацию звуков.
- Гласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3-7 лет.
- Твердые согласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3-7 лет.
- Мягкие согласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3-7 лет.
Для обучения грамоте (чтению и письму):
- Магнитный алфавит.
- Настенный алфавит.
- Бумажный алфавит.
- Схемы для анализа предложений.
- Абаки для сливания букв в слоги.
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
- Логопедические буквари.
- Прописи для печатания и штриховки.
- Кассы букв на каждого ребенка.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- Предметные картинки
- Ягоды.
- Головные уборы.
- Мебель.
- Птицы.
- Растения.
- Обувь.
- Продукты.
- Грибы.
- Одежда.
- Посуда.
- Игрушки.
- Насекомые.
- Профессии.
- Деревья.
- Животные и их детеныши.
- Инструменты.
- Времена года.
- Овощи.
- Фрукты.
- Предметные картинки на подбор антонимов.
3. Предметные картинки на подбор синонимов.
4. Многозначные слова.
5. Предметные картинки «Один - много»
6. Предметные картинки «Назови ласково».
7. Схемы предлогов.
8. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.
9. Пособия на согласование слов.
10. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
- Серии сюжетных картинок.
- Сюжетные картинки.
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.
- Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
- Логопедические занятия в детском саду (старшая и подготовительная группы). Демонстрационный материал для фронтальных занятий.
ИГРУШКИ:
- Кубики – 4 комплекта;
- Набор овощей и фруктов – 1 шт;
- Мягкие игрушки – в ассортименте;
- Кукольный театр – 4 шт.;
- Шнуровка – 2 шт.;
- Калейдоскоп – 1 шт.;
- Настенный конструктор на «липучках»;
- Машинки – в ассортименте;
- Игрушки из «Киндер – сюрприза» по темам - в ассортименте.
- Кукла «Сема».
- Пирамидка – 2 шт.
- Доска – вкладыш «Геометрия».
- Конструктор «Машинка».
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ:
- Речевое лото.
- Ребусы.
- Разложи по порядку.
- Кто чей малыш?
- Путаница.
- Угадай животных.
- Подбери по смыслу.
- Подбери пару.
- Проделки ученого кота. Развиваем память.
- Часть и целое.
- Кто в домике живет?
- Азбука.
- Букварик. Веселые уроки.
- Мои первые буквы.
- Найди букву.
- Где спрятались буквы?
- Мои первые предложения.
- Логопедическое лото «Говори правильно».
Информационно – компьютерные технологии.
CD-Диски:
- И. А. Матыкина., Трудных звуков не бывает. - Приложение.
- А.В. Мамаева., Ребятам о зверятах. – Электронный тренажер по развитию понимания речи.
- А.В. Мамаева., Мой дом.
- В помощь логопеду. Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.
- Конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у детей с ОНР 1 уровня 1 этап (АУМОПТКЭ).
Дидактический материал по формированию произносительных и речевых навыков у детей с ОНР 1 уровня – 1этап (АУМОПТК), 2этап (ЭНХФБДГВ).
- Дидактический материал по формированию правильной структуры предложения у детей с ОНР (3 этап).
- Дидактический материал по формированию правильной структуры предложения у детей с ОНР (4 этап).
- Звуковой лабиринт.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
- Мультимедийный проектор с экраном– 1
- Усилитель с микрофонами-1
- Компьютер-9
- Принтер-4
- Сканер-3
- Ксерокс-3
- Телевизор-1
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Образование:
- http://pedlib.ru Педагогическая библиотека
- http://www.logoburg.com ЛОГОБУРГ - творческое объединение логопедов. Масса интересных статей и практической информации.
- http://psyparents.ru Детская психология для родителей: Материалы МГППУ. Цель проекта - психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, профилактике нарушений личностного развития.
- http://dob.1september.ru " Газета дошкольное образование". Широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и работников дошкольных образовательных и воспитательных учреждений.
Досуг детей:
- http://www.solnet.ee Детский портал
- http://stranamasterov.ru Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.
- http://teremoc.ru Коллекция игр, загадок, ребусов on-line и off-line и др.
- http://playroom.com.ru Игровая комната. Материалы для организациии детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки и др.
- http://detiseti.ru/modules/myarticles/topic/25 Пальчиковые игры. Подборка описаний пальчиковых игр (игр для развития мелкой моторики) для детей от 1 года.
- http://nachalka.info/preschool Веселые развивалки:"Учись, играй, отдыхай" Разработан ООО "Кирилл и Мефодий". Занятия по арифметике, чтению, познанию окружающего мира, ПДД и др.